Воспитание как стратегический общенациональный приоритет

В ходе перестроечных реформ попытки убрать идеологию из учебного процесса привели к тому, что воспитательная функция школы практически нивелировалась. Педагоги, родители и ученики сосредоточились на показателях успеваемости. А тут еще и социальные сети начали борьбу за аудиторию, основная часть которой - молодежь. Недавно даже появился новый термин: ребенок, воспитанный блогерами, - этакий духовный Маугли. Когда власть и общество поняли, что без духовности знания тоже обесцениваются, заговорили о возврате воспитательной составляющей в учебные заведения. Вернее, не о возврате, а о модернизации. Ведь за это время изменилось все: и дети, и педагоги, и родители.
Наш собеседник - Светлана ТХАГАПСОЕВА, начальник отдела дополнительного образования, воспитания и социализации департамента образования администрации Нальчика. Она рассказывает о том, как реализуется в школах города новое федеральное законодательство, в котором воспитание рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств.
- Модернизация образования, направленная на возвращение воспитательной функции в учебные заведения, - это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования, - говорит С. Тхагапсоева. – При внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» было отмечено, что воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
О больших изменениях в системе воспитания говорится много. И не только говорится, но и делается. Так, в Нальчике в 2019-2020 годах опытно-экспериментальной площадкой Института стратегии развития образования Российской академии образования стала СОШ №11. На следующий год, когда вышел закон об изменениях в федеральном законодательстве об образовании, Департамент образования определил четыре базовые школы для апробации рабочих программ воспитания. Это та же СОШ №11, а также лицей №2, СОШ №19 и гимназия №29. Деятельность методических советов специалистов, курирующих воспитательную работу в школах, организовали в рамках сетевого взаимодействия на базе общеобразовательных учреждений №№ 7,11,14, 27, где отрабатывались отдельные инвариантные и вариативные модули рабочей программы воспитания. Мы делились опытом, посещали все вебинары и семинары по этому вопросу и уже конкретно говорили, как будем эти рабочие программы внедрять. В августе в Нальчике было проведено окружное совещание, организованное Минпросвещения КБР, по вопросам разработки и реализации программ воспитания. Каким опытом мы, город, там поделились? Своей, можно сказать, фишкой. Представили методическую работу, организованную в формате сетевого взаимодействия, что позволило на базе сетевых площадок отработать отдельные модули рабочей программы воспитания, увидеть трудности и преимущества. Сетевые площадки и сетевые партнеры проводили интересные мастер-классы, межсетевые уроки, классные часы, внеклассные мероприятия.
Закон требует, что с 1 сентября 2021 года во всех образовательных учреждениях должны быть свои собственные рабочие программы воспитания на базе общей структуры. При определении видов, форм и содержания деятельности есть обязательные составляющие (инвариантные модули): классное руководство, школьный урок, курсы вне-урочной деятельности, работа с родителями, самоуправление и профориентация. Существуют также вариативные модули: ключевые общешкольные дела, школьные и социальные медиа, детские общественные объединения, экскурсии, экспедиции, походы, организация предметно-эстетической среды и другие дополнительные модули, вносимые школой, которые она нарабатывала много лет.
Сейчас основная задача образования – сохранить лучшее, что было в российской школе, и привнести в воспитательный процесс то новое, что востребовано временем. Мы не можем отказаться от того, что предлагает современная жизнь, но задача педагога – сделать все, чтобы ребенок мог правильно ориентироваться в информационном пространстве. Это большая проблема, и родителям бывает тоже сложно. Больше всего родителей беспокоит то, что они не могут правильно организовать учебный процесс и досуг ребенка, оторвать его от социальных сетей. Да, родители могут закрыть для своих детей доступ к нежелательным контентам, и этому мы их тоже учим. В школах тоже существуют свои фильтры. Но самое главное – чем заместить погружение ребенка во всемирную паутину? Его надо увлечь реальными делами. Для этого существуют современные детские общественные объединения - например, Российское движение школьников, Юнармия. Там есть много направлений, чтобы обеспечить в том числе и личностный рост детей. Помогает ребенку развиваться и дополнительное образование, в городе действуют два муниципальных центра дополнительного образования: «Эрудит» и «ГЦДЮТ».
Наша главная задача – воспитать духовно нравственного ребенка, патриота своей большой и малой родины. Слово «патриотизм» я очень люблю. Считаю, что сейчас патриотизм должен проявляться в желании сделать что-то доброе окружающим людям, своим родным и близким, развивать свои способности, которые помогут стать полезным своей стране. Поэтому образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность и объединяют общество. Цель каждого школьного урока - не только давать знания, но и воспитывать. С каким настроением педагог заходит в класс, как обращается к детям, все это имеет воспитательный момент, повышает воспитательный потенциал занятий. При этом важно избежать формального подхода, органично включить воспитание в образовательный процесс.
Надо отметить, что любые изменения в школе согласуются с советом учащихся и управляющим советом, куда входят и родители, и дети. Поэтому рабочую программу воспитания школы сначала довели до сведения родителей, погрузили в нее детей, рассмотрели на педагогических советах и только после этого утвердили. Дети очень хотят участвовать во всех школьных делах, наша же задача - помочь им в стремлении быть активными и полезными членами общества.
 

 

Ольга КАЛАШНИКОВА

Свежие номера газет Горянка


19.01.2022
12.01.2022
29.12.2021
22.12.2021